Навигация

Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль»

Одно из старейших музейных учреждений в Республике Беларусь.

Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому «деревенька Гомий» была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика и архитектуры города, его экономическом и культурном развитии.

К  созданию дворца привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов.

Удачно было выбрано место для строительства – крутой берег р. Сож, открывавший прекрасные виды на заречные дали.

Дворец в Гомеле явился одним из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зарождавшегося с воцарением Екатерины II.

После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826гг.), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить.

При Н.П. Румянцеве, с 1800 по 1805 год, по проекту известного архитектора Дж. Кларка к центральной части дворца были пристроены два двухэтажных флигеля. Уже тогда дворец начинал приобретать черты присущие музею. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.

С 1826 по 1834 г. владельцем Гомельского дворца был член государственного Совета, сенатор, почётный член Российской Академии наук, граф Сергей Петрович Румянцев, младший сын фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. После смерти брата Николая Сергей Петрович унаследовал Гомельское имение. При нем часть проектов Н. П. Румянцева была свёрнута. В 1827-1829 гг. «местечко Гомель со Слободою Спасовой и деревней Якубовкой» были заложены в казну, а в 1834 г. Гомельское имение, состоявшее в то время более чем из 70 населённых пунктов, было продано фельдмаршалу князю И.Ф. Паскевичу.

В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский.

При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. В 1837-1851гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского.

После этих преобразований архитектурно-парковый ансамбль в Гомеле стал одним из выдающихся творений А.Идзковского и одной из лучших российских усадеб.

Таким образом, в I половине XIX в. формирование архитектурно-паркового ансамбля было завершено.

Традиции обустройства дворца, коллекционирования были продолжены и при сыне фельдмаршала Фёдоре Ивановиче Паскевиче (1823-1903 гг.).

По его желанию во II половине XIX века в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. В центральной части изменили крыльцо со стороны города, был построен ныне существующий пандус. В дальнейшем, вплоть до начала XX в., дворец сохранял свой облик без значительных изменений.

В одной из самых великолепных усадеб того времени находились не только предметы быта, характерные для старинных дворцовых усадеб, но и богатые коллекции. В 1882 году в книге «Живописная Россия» белорусский краевед Адам Киркор писал:

«Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрания редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем».

Об этом также красноречиво свидетельствуют сохранившиеся «Описи наличности гомельского замка» за 1891 и 1910 годы.

Дворец, его богатые собрания, редкие коллекции впоследствии и стали основой для создания Художественно-исторического музея, который был официально открыт 7 ноября 1919 года.

В июле 2003 года после окончания ремонтно-реставрационных работ в башне дворца была открыта экспозиция, посвящённая бывшим владельцам Гомельского имения Румянцевым и Паскевичам.

Сегодня музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля является научно-методическим и консультационным центром по организации работы музеев Гомельской области, это один из крупнейших и наиболее авторитетных музеев Республики Беларусь.

Здания учреждения – памятники архитектуры XVIII — XIX ст. Все они являются историко-культурными ценностями и включены в Государственный список историко-культурных ценностей охраняемых государством. 

    Дворцово-парковый комплекс включает:

  • дворец Румянцевых и Паскевичей – памятник архитектуры конца XVIII – середины XIX вв.;
  • часовню-усыпальницу князей Паскевичей – памятник архитектуры неорусского стиля конца XIX века;
  • административное здание, «Зимний сад» и смотровую башню, – памятники архитектуры XIX века;
  • старинный парк – памятник природы и садово-паркового искусства середины XIX века;
  • дом-усадьба Халецких – памятник архитектуры середины XIX в., расположенный в д. Хальч Ветковского района Гомельской области.

Часовня-усыпальница князей Паскевичей, построенная в 1870 — 1889 годах по проекту профессора архитектуры Е. И. Червинского, расположена на территории старинного парка. Художественными и декоративными работами руководил С.И. Садиков. Часовня-усыпальница является образцом так называемого неорусского стиля в архитектуре с характерными для этого направления чертами. Здесь похоронены восемь представителей рода Паскевичей, среди которых — генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич и его супруга Е. А. Паскевич (урождённая Грибоедова).

Объект включен в основной туристический маршрут

 Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Государственное учреждение культуры «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова»

Музей создан в 1978 году на основе личной коллекции ветковчанина Фёдора Григорьевича Шклярова.

Экспозиция располагается в памятнике архитектуры — доме купца Грошикова (конец XIX века).

В музее представлена уникальная коллекция художественных памятников старообрядцев и богатейшая коллекция традиционного текстиля.

В фондах музея хранится более 11 тысяч предметов, среди них есть уникальные: старообрядческие иконы конца XVII-начала XX веков, рукописные и старопечатные книги XVI-начала XX веков, среди которых издания Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др., тканые ручники (около 1400 предметов), белорусский народный костюм, служебные рисунки иконописцев XVI‑XX веков, золочёная резьба местных мастеров, неповторимое бисерное шитьё старообрядцев.

Музей сегодня — это научно-исследовательский и просветительский центр региона, в котором исследуются и передаются традиции и обычаи местного населения. Сотрудники Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова ведут активную экспедиционную деятельность.

Музей работает с 09:00 до 18:00 (вторник-воскресенье). Для вас проводим экскурсии на русском, белорусском, английском и польском языках. Также есть аудиогид на русском, английском, немецком и итальянском языках.

Запись экскурсий (музей):+375 2330 42749

В 2008 г. был открыт филиал музея в г. Гомеле (Площадь Ленина, 4). В филиале Ветковского музея проходят выставки, мероприятия на белорусском языке, тематические занятия, экскурсии и мастер-классы.

Филиал музея работает с 10:00 до 18:00 (вторник-воскресенье).

Запись экскурсий (филиал):+375 232 758886

Следите за анонсами на нашем сайте: http://vetka-museum.by/

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь, также известная как Храм Преображения Господня — православная церковь, расположенная в городе Чечерск.

Храм является памятником эпохи классицизма республиканского значения. Это каменный 2-х ярусный храм-ротонда (в плане круг с внутренним диаметром около 15 метров), увенчан полусферическим куполом на ступенчатом барабане. Над бабинцем (прямоугольный в плане объем с фронтоном на главном фасаде) построена восьмериковая башня-колокольня, покрытая граненым куполом.

Храм Преображения Господня возведен в конце XVII века по заказу графа З.Г. Чернышева. 

В сложный ХХ век были разрушены 2 чечерских православных храма и кладбищенская часовня, а также костел Святой Троицы, погибло большинство икон. Сохранилась только Спасо-Преображенская церковь.

По сведениям во всех чечерских храмах, построенных по приказу графа З.Г.Чернышева, в 1882 году находилось по два образа (Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы), писанные приглашенным в Чечерск итальянским живописцем, во всех церквях имелась дорогая серебряная утварь и ризы. В алтаре храма хранится древняя икона XVII века «Сошествие во ад» —  великолепный шедевр белорусского искусства. Кириллическая надпись на его раме сообщает, что «сей образ оферовал Янъ Санковичъ до храму Воскресенія Христова в Чечерску на честь и на хвалу Господу Богу. Року 1678».

В 1897 году Чечерск посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил. «Могилевские Епархиальные ведомости» в отчете об этом событии сообщали: «Приписная Спасо-Преображенская церковь, снаружи и внутри неблаговидная, сырая; от сырости и запущенности отваливается по местам штукатурка. Богослужения совершаются в этой церкви очень редко; утварь посредственная». Однако именно Спасо-Преображенской церковь стала центром православия на Чечерщине.

15 июня 1946 года с исполкомом Чечерского совета депутатов был подписан договор о передаче в пользование прихода Православной церкви церковного здания и культового имущества Преображенской церкви. До 21 мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находились склады райпотребсоюза.  Затем здание храма вернули верующим.

Долгие годы отдали служению Богу и людям в Спасо-Преображенской церкви протоиерей Пищиков и Николай Коржич.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Ратуша государственного учреждения культуры «Чечерский историко-этнографический музей»

Чечерская ратуша– памятник архитектуры классицизма с элементами русской псевдоготики в городе Чечерске.

В 1511 году город Чечерск получил право на самоуправление. Управление городом осуществлялось радой.

В 1774 году Екатерина II подарила Чечерск русскому полководцу, генерал-губернатору графу З.Г. Чернышёву. Граф создал симметричный архитектурный ансамбль: каменная ратуша, вокруг неё на одинаковом расстоянии в несколько кварталов выстроены четыре храмы: три церкви и костел (сохранилась только Преображенская церковь).

Ратуша является памятником архитектуры Республиканского значения. Она занимает важное место в плане поселения, замыкая перспективу главной улицы Советской.

Её компактный симметрический объём завершается пятью башнями: четырьмя угловыми и центральной, более значительной по высоте. Башни деревянные, но декорация их идентична убранству основного каменного объёма постройки.

Архитектура ратуши необычна и отличается от традиционных художественных норм конца XVIII века.

Каменное двухэтажное прямоугольное и центрическое здание, завершённое пятью деревянными четвериковыми башнями; четыре из них расположены по углам основного объёма и увенчаны шпилями, пятая (более высокая и суженная вверху) – посередине на массивном четвериковом барабане.

Оконные проемы прямоугольные со стрельчатым арочным завершением. Карниз с фигурными кронштейнами. По бокам главного фасада два входа, к каждому входу ведёт монументальная каменная лестница.

Несмотря на симметрию и применение простых геометрических объемов, в отделке использованы характерные для готики стрельчатые очертания проемов и фигурные кронштейны, напоминающие машикули. Суровость классицизма в этом здании разбавлена более разнообразными архитектурными деталями.

Отреставрирована в 2003 году.

В сентябре 2004 года в здании ратуши открылся Чечерский историко-этнографический музей.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»


Комплекс Свято-Рождества-Богородичного монастыря (бывший коллегиум иезуитов)

Памятник «2» категории ценности, внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В конце XVII века в Юровичах свою деятельность осуществлял орден иезуитов. Ксёндз Мартин Торовский, который в 1673 году обосновался в Юровичах, при себе имел чудотворную икону Божьей Матери «Милосердной». Для чудотворной иконы Мартин Торовский построил деревянную каплицу, которая была торжественно освящена 8 сентября 1673 года, в присутствии окружающего населения и отцов-бернардинцев из Мозыря. В скором времени на пожертвования местной шляхты и простых людей иезуиты построили деревянный костел, при нём – Дом миссии, в котором постоянно проживали четыре иезуита. Пожертвования Богуслава Аскерки, Горваттов и других шляхетских землевладельцев позволили иезуитам начать строительство каменного костела.

5 сентября 1758 года образ чудотворной иконы Божьей Матери «Милосердной» из деревянного костела был перенесен в каменный.

Фасад представлял собой 3-х ярусное здание с двумя башнями, высотой примерно 20 метров. Костел был сложен из кирпичей больших размеров – пальчатки, накрыт черепицей, пол сделан из тисненого камня, в центре – деревянный.

Весь комплекс обнесен прямоугольной стеной 170м × 90м с восьмью башнями. Высота стен 3,5м., толщина 0,7м. Башни имели диаметр 4м.

Рядом с костелом был построен коллегиум – 2-х этажное здание П – образной формы. На двух углах здания – башни высотой 16м. Толщина стен 1,5м. Здание отапливалось, для чего в стенах были сделаны каналы-дымоходы, а в подвале сложены печи, от которых подавался нагретый воздух. Фасад коллегиума имел три входа.

В 1773 году папа римский Климент ХIV расформировал иезуитский орден.

Гравюра XIX века

По распоряжению императора Николая I в 1832 году Юровичский костел был закрыт. Согласно преданиям, прихожане взяли из храма церковные реликвии, а чудотворная икона «далась» только в руки трехлетней безгрешной девочке Марии Сущинской – дочке местного помещика. В 1855 году икону вывезла в Краков Габриэла Горватт, где она до сих пор и находится в костеле святой Варвары.

Позже храм был перестроен в двенадцатикупольный православный собор.

Юровичский храм – памятник 18 века, о котором сохранилось много легенд и преданий, он просуществовал более двух веков, пережил три революции, перенес первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны.

С 1928 по 1965 год в здании коллегиума размещался детский дом. Затем до середины 80-х вспомогательная школа.

В 1993 году храмовый комплекс передан в ведение Белорусской Православной Церкви. В здании бывшего коллегиума начал функционировать женский Свято-Рождество-Богородицкий монастырь.

В 1995 году святыня передана Туровско-Мозырской Епархии Белорусской Православной Церкви. С 2005 года в здании бывшей иезуитской миссии находится Свято-Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Комплекс бывшего коллегиума иезуитов является наиболее характерным и значимым памятником архитектуры «позднего виленского» барокко на Полесье.

Название историко-культурной ценности согласно Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь:

Комплекс Свято-Рождества-Богородичного монастыря (бывший коллегиум иезуитов) с территорией в границах ограждения: костел, монастырские здания, ограждения с воротами и башнями

Шифр 313Г000407; категория «II»;

Контактные данные собственника (пользователя, землепользователя):

Наместник – игумен Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович), 247722,

Адрес: аг. Юровичи, ул. Горная, 9. Тел. 80234576373; +375292203184 

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Археологический комплекс «Юровичи»: позднепалеолитическая стоянка; древний город периода средневековья: детинец, окольный город, «Церковище»

Памятник «1» категории ценности, внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Стоянка размещалась на высоком берегу реки Припять. Первобытная родовая община была небольшой 15 – 20 человек. Это были кроманьонцы.

Стоянка имела от 1 до 3 жилищ, овальной формы 4 – 6 метров в диаметре. Каркас жилища строили из крупных костей, накрывали шкурой животного, нижняя часть укреплялась камнями, черепами крупных животных, вкопанных в землю.

Мужчины занимались охотой и добычей пищи, а женщины поддерживали огонь в жилище, отгоняли животных, занимались собирательством, присматривали за детьми и стариками.

После исследования стоянки археологами были обнаружены костные останки до 30 особей мамонтов (черепа, лопатки, тазовые, большие берцовые и реберные кости, зубы). Найдены также кости первобытного быка, дикой лошади, песца. Обнаружены кремневые ножеподобные пластины, острия, скребки, резцы и копалки.

Примерно 18 – 16 тысяч лет до нашей эры наступили самые суровые холода, ледник продвинулся на юг и ледовым щитом толщиной до 2 км., перекрыл всё Белорусское Паозерье. Ледниковая эпоха закончилась примерно 8300 лет до н.э. Долина реки Припять, вся прилегающая местность приобрела вид близкий к современному.

Через несколько тысячелетий в долине реки Припять снова появились люди, их культура и быт отличались от первобытных людей.

Исследования на стоянке проводились в 1929, 1931, 1958-1961, 1976 и 2006 годах. В раскопках принимали участие и ученики Юровичской школы.

На Юровичском холме, чуть выше позднепалеолитической стоянки расположено средневековое городище, датируемое X –XIII веками. Этот древний город на тот период занимал значительную территорию – около 7 – 8 гектар, состоял из трёх частей – детинца, окольного города и церковища.

Древний город Межимостье (упоминание в Ипатьевской летописи) имел свой оборонительный замок, уничтоженный в середине XIII века монголо-татарами. Те, кто выжил, похоронили своих сородичей. Об этом свидетельствует сохранившиеся до сих пор могильники.

При раскопках на этом месте археологами была найдена уникальная костяная ложечка со знаком Рюриковичей и изображением животного на конце, а также сережки эпохи Киевской Руси и другие предметы.

Сегодня внимание многих археологов приковано к Юровичам. И если раньше это внимание было направлено на каменный век, то теперь появился интерес и к средневековому городищу.

Много ведется споров о названии древнего города. Одни считают, что он назывался Межимостье, другие – Юрьевград, Юровичи, третьи – Видоличи. Как бы там не было, а интерес к городищу растёт.

Название историко-культурной ценности согласно Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь:

Археологический комплекс «Юровичи»: позднепалеолитическая стоянка; древний город периода средневековья: детинец, окольный город, посад, урочище «Церковище», курганный могильник

Шифр 313В000408; категория «I»;

Датировка:

— позднепалеолитическая стоянка — 25 тысячелетие до н.э.;

— древний город периода средневековья:

детинец, окольный город, посад, урочище «Церковище», курганный могильник — Х-первая половина ХI века

Место нахождения историко-культурной ценности (в том числе согласно Реестру адресов Республики Беларусь): аг. Юровичи (в центре), на окраине Мозырской гряды, на юго-восток от перекрёстка ул. Видоличи и выездной дороги к шоссе Р35 на Хойники

Контактные данные: Юровичский сельский исполнительный комитет,  Аг. Юровичи, ул. Почтовая, 3, 247722. Тел. 8 (02345) 76-273, 76-266(ф).

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Историко-краеведческий музей государственного учреждения образования «Юровичский детский сад – средняя школа»

Музей  был открыт 6 ноября 1959 года. В 1965 году ему было присвоено звание народного. Для музея в школе выделено отдельное помещение на первом этаже, площадь которого составляет 3651 м2.

Вдохновителем и организатором создания музея был учитель Юровичской школы Александр Павлович Гарченко, который вместе с учениками собрал экспонаты и участвовал в раскопках стоянок первобытного человека.

Под руководством учителей школы Ю.Ю. Попеля, В.Ф. Исаенко, А.П. Гарченко, И.М. Власенко, А.З. Коржовой, И.И. Гариста, А.Н. Бусел, студентов и преподавателей исторических факультетов белорусских университетов изучалось и продолжает изучаться прошлое и настоящее агрогородка Юровичи.

Музей состоит из нескольких экспозиций: археологической, этнографической, военно-патриотической, природа родного края, а также экспозиция «Цуд над Прыпяццю».

В музее можно увидеть кости мамонта,  зуб взрослого мамонта, вес которого 4 килограмма, а так же предметы труда древнего человека и керамику разных периодов.

Пройдясь по этнографической экспозиции, вы увидите предметы крестьянского быта ремесленнической деятельности XVIII – XX веков: изделия из дерева, металла, льна, глины, стекла. Одна из комнат музея посвящена ткацкому производству, где находится ткацкий станок и другие интересные экспонаты.

Военно-патриотическая экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто» посвящена истории Юрович в годы Великой Отечественной войны, где расположены материалы об освобождении деревень Юровичи, Гряда и города Калинковичи, фрагменты военного оружия.

 Экспозиция «Природа родного края» отражает фауну района, а экспозиция «Цуд над Прыпяццю» расскажет об истории Свято – Рождество Богородичного монастыря.

Руководитель музея – Гарист Наталья Андреевна                              Контакты: раб.тел. 80234576231, моб.тел. 80297312853 МТС.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Замковая гора

Замковая гора – древнее городище, расположенное в г.Турове, на правом берегу реки Припять и ее протоки Струменя. Городище средневекового Турова – место, откуда начиналась история  древнего города. Внешним видом оно резко выделяется над низинным рельефом  болотистой поймы Припяти, издавна привлекая  внимание краеведов и любителей  древности.

На Замковой горе на месте каменного храма, разрушенного землетрясением 1230 года, открыта скрипта «Древний Туров». На археологической площадке, накрытой стеклянным шатром, представлены остатки городища, древнее оружие, старинные предмета быта.

Обнаруженный при раскопках на городище храм является самым крупным монументальным сооружением на территории западных земель Древней Руси. Имеет длину 29,3 м, ширину — 17,9 м. Внутри и вне храма во время раскопок в XX веке выявлены погребения в каменных саркофагах.

Городище древнего Турова включало детинец и окольный город. Детинец с юго-восточной стороны был обособлен от окольного города оборонительным рвом, который был постоянно заполнен водой до 1925 года, когда р. Язда была отведена в осушительный канал. Со 2-й половины XIII века на территории детинца существовал замок, главным оборонительным сооружением которого была каменная башня. Она относилась к типу волынских башен (как и Каменецкая башня). Туровская башня относится к памятникам оборонного зодчества второй половины ХIII века. Она являлась главным оборонительным сооружением Туровского замка. Башня была построена из кирпича на известковом растворе. В плане имела форму круга диаметром 18-19 м. Внутренний диаметр равнялся 11м. Внутри была разделена на несколько боевых ярусов. Разобрана в 1830 году.

Представляет собой археологический объект в составе городища.

Окольный город располагался с юго-восточной стороны от детинца и имел форму четверти круга размером 100×170-180 м площадью около 1,5 га. Площадка окольного города возвышалась над местностью на 5-6 м. На территории окольного города планомерные раскопки не проводились. В качестве объекта историко-культурного наследия окольный город включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

День Кириллы Туровского

В Ту­ро­ве в XII веке жил и тво­рил об­ра­зо­ван­ней­ший че­ло­век сво­ей эпохи — по­эт, фи­ло­соф, про­све­ти­тель, тео­лог и про­по­вед­ник епи­скоп Ки­рилла Ту­ров­ский. На древней Зам­ко­вой го­ре уста­нов­лен па­мят­ник Ки­рил­ле Туровско­му.

На северо-запад от Замковой горы виднеется старинное Борисоглебское кладбище. Там в средине XII века находился епископский Борисоглебский монастырь, в одной из башен которого жил в свое время затворником Кирилл Туровский. Борисо-Глебскому кладбищу отведено место на берегу реки Язды, на небольшой возвышенности, окруженной болотами, буквально в нескольких сотнях метров от города Турова. В Турове и сегодня сохраняется предание о том, что на этом островке захоронены убитые в 1015 году сыновья киевского князя Владимира-Крестителя – Борис Ростовский и Глеб Муромский. В смерти их современники обвиняли сводного брата, Святополка Владимировича – первого туровского князя, зафиксированного летописью, автор которой называет Святополка «Окаянным». 

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Каменный крест, растущий из земли

На северо-западе от Замковой горы находится старинное Борисоглебское кладбище. Тут в средине XII века находился епископский Борисоглебский монастырь, в одной из башен которого жил в свое время затворником Кирилл Туровский. 

Борисо-Глебскому кладбищу отведено место на берегу реки Язды, на небольшой возвышенности, окруженной болотами, буквально в нескольких сотнях метров от города Турова. В Турове и сегодня сохраняется предание о том, что на этом островке захоронены убитые в 1015 году сыновья киевского князя Владимира-Крестителя – Борис Ростовский и Глеб Муромский. В смерти их современники обвиняли сводного брата, Святополка Владимировича – первого туровского князя, зафиксированного летописью, автор которой называет Святополка «Окаянным». 

В старой части Борисо-Глебского кладбища в последние годы ХХ столетия из-под земли начал появляться каменный крест, с выщербленной поверхностью, имеющий неострые концы. Жители Турова считают, что этот крест излучает тепло и … «растёт». За минувшие годы он «подрос» на несколько сантиметров.

Впервые о кресте заговорили в 80-х годах уже прошлого столетия. Сначала между двух могил появился булыжник, который попытались достать, чтобы он не мешал проходу, но тот не поддавался.

Первоначально думали, что это просто остатки какого-нибудь старого захоронения, вытолкнутого на поверхность под воздействием сдвига пород земли. Если бы не одно но: размеры креста увеличиваются и в ширину.

Вспоминают, что в 30-х годах во время большого паводка один из местных жителей по имени Иван добирался на лодке к Борисоглебскому кладбищу и увидел плывущий по воде каменный крест. Зная об отношении новых властей к религии, он никому ничего не сказал, а закопал крест на кладбище. Есть предположение, что именно этот крест сейчас и выходит из земли.

Существует и такая легенда. На месте нынешнего кладбища располагался когда-то Борисоглебский монастырь, в котором служил Мартин (сегодня один из особо чтимых на Туровщине святых). Старик тяжело болел, и не в силах перенести боль горячо молился о ниспослании ему смерти. И тогда ему явились святые Борис и Глеб, напоили водой из колодца, выкопанного Мартином еще до болезни.

Священник выздоровел, а вода в колодце, которая была мутной и невкусной из-за соседства с болотом, стала родниковой.

С тех пор, если Мартин подавал колодезную воду больному, тот быстро шел на поправку. Перед смертью Мартин сказал: «Могилу мою потеряете, но укажу вам, где лежу, и служить буду…»  Православные христиане считают, что «растущий» из-под земли крест был установлен в XII веке на могиле Святого. В 2003 году на кладбище был обнаружен колодец преподобного Мартина. И крест, и колодец в последнее время стали местом паломничества. К ним приходят люди, верящие в их чудодейственную силу.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Комплекс кафедрального собора святого Архангела Михаила

У каждого города своя история, свое лицо. У Мозыря это живописные холмы, по которым затейливо вьются извилистые улочки. Старые домики застенчиво прячутся по оврагам, а старинные здания гордо возвышаются на вершинах холмов. Один из таких холмов, вернее, его часть, подарил в 1645 г. монахам-бернардинцам отставной полковник Стефан Лозко и для них построил небольшой деревянный монастырский комплекс.

10 февраля 1928 г. Свято-Михайловский собор приобрел статус кафедрального собора новообразованной Мозырской обновленческой епархии.

Во время Второй мировой войны собор был открыт и оставался действующим весь период оккупации. После войны были сделаны неоднократные попытки его закрыть, но по милости Божией в 1951 г. была зарегистрирована православная община, и храм удалось отстоять.

В период с конца ХІХ века и по начало ХХ века в архитектуре храма существенных изменений не произошло. Однако современный интерьер не похож на интерьер ХІХ века. Сохранились только архитектурные детали: крестовидные сдвоенные перекрытия, настенные пилястры, которые украшают удивительные по красоте росписи. В 80-е годы прошлого столетия стены притвора и северного нефа расписал знаменитый художник А.Исачев, его неординарные картины известны во всем мире.

Сегодня Свято-Михайловский кафедральный собор является духовным центром православной жизни Туровской епархии и историческим памятником – жемчужиной архитектуры Полесья.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда»

Музей «Палеская веда» был открыт в 1999 г.

Музей народной культуры Мозырщины «Полесская веда» – это культурный и научно – исследовательский центр региона. 

Название “веда” (по аналогии с древнеарийским VEDA) означает знания. Экспозиция музея создана на основе системы мифологических, гносеологических, астрологических, фольклорных знаний о мире и существовании человека в этом мире, которая была характерна для этого обособленного и уникального ареала человеческой культуры, каким является Мозырское Полесье.

Система этих знаний сложная и многогранная, как сложен и многогранен космос вокруг нас. Это музей, который построен с учетом многоуровневой структуры культурной коммуникации. Он позволяет восстановить картину мира, созданную творческим разумом жителей этого региона – полешуков.

Обычные бытовые вещи, благодаря включению в нестандартный контекст, раскрывают свою знаковую природу, постигая которую, можно глубже понять местную традиционную культуру, обряды, ритуалы, верования, постичь жизненный опыт жителей этих мест. Оказавшись в экспозиционном пространстве, можно совершить путешествие в мир теней, образов, смыслов, в мир мифологии, который материализуется в обычных для нас предметах, в каждом проявлении бытия.

В бесконечном круговороте дней нет начала и нет конца, только вечная идея перевоплощений. Посетители становятся участниками и персонажами величайшего в мире спектакля, каждое действие которого – только ступенька на пути, имя которому Жизнь.

В экспозиции представлены орудия труда и предметы быта полесских крестьян 19 – 20 в.в., детская этнография, предметы, характеризующие традиционные промыслы и ремёсла.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Государственное учреждение культуры «Музей битвы за Днепр»

Музей битвы за Днепр был открыт 17 октября мая 1983 года.

Статус юридического лица получил 08.11.2012 года. Учреждение исторического профиля, где собраны материалы по форсированию  р. Днепр, партизанскому движению на Лоевщине, об уроженцах района и  участниках Великой Отечественной войны.

Вся работа музея направлена на сохранение памяти о войне, увековечивание подвига защитников Отечества и на формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения. Фонд музея составляет более пяти тысяч экспонатов. В музее два экспозиционных зала, где представлены подручные средства переправы, воинское снаряжение, коллекция оружия, личные вещи, фотографии и документы, фронтовые письма, боевые награды, материалы о партизанском движении на Лоевщине.

Продолжением экспозиции музея является мемориальный комплекс «Битва за Днепр» с открытой площадкой боевой техники, аллей героев, блиндажом, смотровой площадкой.

Время работы: вторник – пятница с 8.30 до 18.00; суббота-воскресенье с 9.00 до 18.00 (январь-май; сентябрь-декабрь)

В летнее время (июнь-август): вторник – пятница с 8.30 до 19.00; суббота – воскресенье с  10.00 до 19.00

Директор музея – Стадникова Римма Геннадьевна.Контактные телефоны: 8 (02347) 503-39; 8 (02347) 406-73.

Адрес электронной почты: loevmbzd@mail.gomel.by

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Жилой дом XIX века (купца Наума Долгина)

Жилой дом был построен по заказу местного купца Наума Долгина, разбогатевшего на  сплаве леса по Днепру, неизвестным архитектором в 1874 году.

Здание представляет собой прямоугольное двухэтажное строение, покрытое четырехскатной вальмовой крышей.Главный фасад здания разделен по вертикали сложным карнизом с орнаментом – элементом, характерным для бесстилевых строений второй половины XIXвека. По горизонтали проходит ритм рустованых лопаток.

Поверхность стен первого этажа прорезана лучковыми оконными проемами, украшена замковым камнем. Окна второго этажа декорированы наличниками, сандриками и орнаментом. Весь набор декоративных элементов, использованных в декоративном узоре, характерен для эклектических строений второй половиныXIXвека, часть их заимствована из архитектуры неоклассицизма. Система планировки – коридорная.

Из воспоминаний дочери владельца вдоме насчитывалось около 20 комнат (на первом этаже – 9 помещений, на втором – 9 и кухня). Первый этаж использовался под гостиницу. В 1910 году с правой стороны к зданию была пристроена симметрическая пристройка и  произведена перепланировка в левой части дома.

В 1930 году дом был конфискован и в нем располагался райисполком.

В годы Великой Отечественной войны в здание попала бомба. Уцелели только его стены. Межэтажные перекрытия и потолок были разрушены. Однако здание было восстановлено.

1 октября 1979 года здание было передано в пользование отделу культуры Лоевского райисполкома.

С 1998 года по 2005 год в здании проводились реставрационные работы. Сумма денежных средств, потраченных на реставрацию и изготовление  проектно-сметной документации, составила 590776997  белорусских рублей. Заказчиком реставрационных работ выступал «Гомель реставрация», исполнителем ОДО «Дах».

Сегодня в здании располагается центральная районная библиотека и отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лоевского райисполкома.

Протоколом заседания Научно-методической рады Министерства культуры Республики Беларусь от 27.04.2001 года № 82 объект «Жилой дом» шифр 313Г000465 внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Свято-Успенский собор

Строительство Свято-Успенского собора было начато в 1842 году. Но уже в 1843 году строящаяся при церкви колокольня неожиданно разрушилась и, падая, повредила саму церковь. Более 20 лет храм простоял в развалинах. И только в 1864 году подряд на строительство получил минский купец и городской голова Речицы Свечников. Но в 1866 году Свечников неожиданно обанкротился, и работы снова были приостановлены. Губернатор Токарев обратил внимание на неудовлетворительное состояние соборного храма и назначил для его достройки особый строительный комитет. И вот, наконец, 11 июня 1872 года соборный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Новый храм имел вид продолговатого креста, средокрестие выделялось полусферическим открытым куполом. Во фронтонной части находилась колокольня. Крыша была железная, окрашенная масляной краской, окна были расположены в два ряда, имелись три дверных проёма – главный и симметричные боковые. Внутренняя площадь храма составляла около 50 кв. саженей. Здание не отапливалось.

Век храма оказался коротким — всего лишь 62 года. С 1917 года постепенно было ликвидировано почти всё духовенство г. Речицы. В 1934 году собор был закрыт сам храм, годом позже он перестроен в Дом социалистической культуры. Были снесены купол и колокольня, изменен интерьер, возведена деревянные пристройки. В 60-х годах, после строительства нового Дома культуры, бывшее помещение храма осталось бесхозным, постепенно оно приходило в ветхость и разрушалось. К середине 90-х годов ХХ века пришло в довольно жалкое состояние.

В 1997 году решением Речицкого горисполкома здание было передано городскому православному приходу. В 1999 году были начаты работы по его восстановлению. 26 июля 2003 года обретший вторую жизнь храм был освящен Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.

Здание Свято-Успенского собора является памятником архитектуры второй половины XIXвека и внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Каплица святой Евфросиньи Полоцкой

Местом паломничества, святым для многих, речичан стала каплица,воздвигнутая на высоком берегу Днепра в 1995 году.

Открытие каплицы совпало с несколькими событиями: праздником белорусской письменности и печати и приуроченной к этому событию научно-творческой экспедицией «Дорога к святыням». Она вместе с Благодатным Огнем от Гроба Господня, доставленным из Иерусалима, прошла путём возвращения мощей преподобной Евфросиньи из Киева в Полоцк.

Событие это началось 22 апреля 1910 года, в день Святой Пасхи, когда рака со святыми мощами на ослепительно белом пароходе «Головачёв» в сопровождении ещё двух пароходов отправилась в путь из Киева в Полоцк. Утром 25 апреля в Речице была совершена первая крупная остановка в пути. В Свято-Успенском соборе в течение двух дней шли торжественные богослужения.

Место, где рака с мощами святой была снесена на берег Днепра, стало свидетелем этого исторического события. По рассказам старожилов, в скором времени здесь был установлен крест, свидетельствовавший о святости этой земли. В 1995 году на этом месте состоялось открытие Юбилейной каплицы, которую в народе в скором времени стали называть каплицей святой Евфросиньи Полоцкой.

Автор и творец памятника – наш земляк, лауреат Государственной премии, заслуженный работник культуры БССР Э.К. Агунович. Четыре опоры ступенчато символизируют развитие жизни и мысли по спирали. В них по возрастающей вписаны лики двенадцати белорусских просветителей и святых. Четверо из них – епископ Полоцкий Мина, епископ Полоцкий Дионисий, Кирилл Туровский и Елисей Лавришенский – канонизированы как православной, так и католической церквями. В числе их и такие яркие личности, как Сымон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Лев Сапега, Франциск Скорина. Венчает сооружение ореол Души Евфросиньи Полоцкой, держащей крест, направленный в небо, к Богу.

Каплица стала настоящей визитной карточкой города, местом, святым для каждого речичанина.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Старинная усадьба Козелл-Поклевских, памятник дворцово-парковой архитектуры II половины XIX века

Красный Берег – населенный пункт в 20 км на северо-западе от Жлобина и в 4 км от автомобильной трассы М-5 Минск-Гомель,  известен с 1528 года.

Поэтическое название Красный Берег происходит от слова «красный» – «красивый уголок белорусской природы» на берегу небольшой реки Добосна, притока Днепра.

Сегодня Красный Берег – это агрогородок и железнодорожная станцияна линии Минск-Гомель, центр Краснобережского сельского советаЖлобинского района, входит в число достопримечательностей Гомельской земли, объединенных в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины».

 «Жемчужиной Гомельщины» называют усадебный комплекс 19 века Козелл-Поклевских.

Козелл-Поклевские – это старинный дворянский род известных предпринимателей, виноторговцев, горно- и золотопромышленников, владельцев асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири.

В усадебный комплекс входит в настоящее время усадебный дом, флигель, хозяйственные постройки, кирпичная ограда, спиртзавод и великолепный парк в английском стиле.

Внешний облик усадебного дома, построенного в 1893 году по проекту известного архитектора – В. А. Шрётера, сразу привлекает внимание. Оригинальны краснокирпичные стены, шатры башен, мансардные чешуйчатые крыши, встроенные на главном входе фигуры горгулий. Удивляет и поражает высокая степень сохранности, аутентичности.

Усадьба Козелл-Поклевских — своего рода путеводитель по истории архитектурных стилей в интерьере. Здесь элементы более десяти стилей – готический и романский, рококо, маньеризм, барокко, классицизм…

Стоит отметить, что усадьба Козелл-Поклевских — это единственная белорусская усадьба, в оформлении которой использовался редкий арабский стиль – альгамбра.

Рядом с усадебным домом на правом берегу реки Добосна разбит парк пейзажно-регулярного типа, заложенный еще в 19 веке.

Парк отличается компактностью. С двух сторон ограничен высокой стеной, сохранившейся с 19 века, с третьей – рекой.

В парке растут пихта, ель красная, липа крупнолистная, дуб, бархатистый клен, граб, лиственница и другие, редкие для Беларуси представители флоры. Светлое, радостное настроение в любую пору года создает центральная поляна, диаметром около 40 метров.

Есть в парке загадочный совиный камень-валун с двумя треугольными отверстиями. Согласно традиции, юноши и девушки загадывают около него желания.

Парк занесен в перечень памятников природы республиканского значения, а усадьба в список историко-культурного наследия Беларуси.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»

Мемориальный комплекс «Детям – жертвам Великой Отечественной войны»

Красный Берег – населенный пункт в 20 км на северо-западе от Жлобина и в 4 км от автомобильной трассы М-5 Минск-Гомель,  известен с 1528 года.

Поэтическое название Красный Берег происходит от слова «красный» – «красивый уголок белорусской природы» на берегу небольшой реки Добосна, притока Днепра.

Важный памятник белорусской истории –  мемориальный комплекс, посвященный детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 

В Красном Береге нацисты создали сборный накопительный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Стрешинском, Добрушском и других районах. Дети проходили медицинской осмотр, после чего их отправляли в Германию. Всего для этой цели немцы увезли 1990 детей.

Памятник – мемориал республиканского значения посвящен памяти всех детей, независимо от национальности и вероисповедания. Спроектирован творческой группой под руководством заслуженного архитектора Беларуси, Лауреата Государственной премии Беларуси Леонида Левина.

 Центром мемориала является «Площадь Солнца», от которой  по яблоневому саду расходятся «Лучи-аллеи». Один из них – «Луч-Памяти» проходит через «Мертвый класс» из белых пустых парт и школьной доски. На ней – предсмертное письмо-завещание 15-летней Кати Сусаниной отцу из фашистской неволи.

За школьной доской – «Белый парусник», символизирующий детские мечты, которым не суждено было сбыться. А за парусником мольберты-витражи с детскими рисунками, как символ счастья жить под мирным небом.

Объект включен в основной туристический маршрут

Гомельской области «Золотое кольцо Гомельщины»